Skip to main content

Читаем быстро - без запиночки

Читаем быстро - без запиночки

Процесс чтения для детей сложен, ведь в нем участвуют воображение, память, звуковые и слуховые катализаторы. Немного времени дается ребенку, начавшему обучение в школе на то, чтобы увеличить скорость чтения до скорости речи. Если эти показатели низкие, то ребенок читает медленно, ему сложно будет усваивать и материал других уроков.

Пока один ребенок будет пытаться прочесть условия задачи, другие, возможно, уже перепишут все в тетрадь.

Если такие проблемы вам знакомы, и вы всерьез задумались над вопросом, как научить ребенка читать быстро, на помощь придут специальные упражнения.

Параллельное чтение.

Подготовьте два одинаковых текста. Вы начинаете читать, ребенок вслед за вами. Постепенно ускоряйтесь, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Можно менять скорость чтения, замедляясь и ускоряясь.
 

  • Спотыкание о согласные.

Во время чтения дети нередко испытывают затруднения, когда подряд в одном слове идет несколько согласных. Здесь совет прост – нужно выписывать на бумагу как можно больше таких слов и тренировать ребенка в их прочтении. Чем больше, тем лучше.

  • Замена гласных.

Выписывайте односложные слова, отличающиеся одной буквой: лес – вес, кот – кит, нос – пес.

  • Артикуляционная гимнастика.

Для тренировки произношения читайте по-разному скороговорки – шепотом и громко, медленно и уверенно. Важно следить за четким проговариванием окончаний слов.

  • Наращивание слов.

На бумаге напишите столбиком сверху вниз – от самого короткого слова к длинному: кот, котик, котеночек; лес, лесок, лесочек и т.д.

  • Семейные игры.

Устраивайте игры в слова и буквы вместе со всеми членами семьи. Эта тренировка будет способствовать лучшему ориентированию ребенка в пространстве букв и чтении незнакомых слов.

  • Очередь.

Сначала ребенок читает отрезок текста молча, следующую часть вслух, потом опять про себя.

  • Перевернутый текст.

Предложите ребенку прочитать текст в перевернутом виде. Это поможет запомнить целостные эталоны букв, сопоставить буквенный анализ и смысловые окончания слов.

  • Деформированные предложения.

Поменяйте порядок слов в предложении. К примеру: ко мне на праздник пришли друзья, замените: на мне ко праздник пришли друзья. Придумайте несколько таких предложений, ребенку будет интересно распутывать.

Важно проводить занятия систематически и при позитивном настрое ребенка. В форме игры ребенок быстрее усвоит материал, а успех порадует и подвигнет к новым действиям.