Skip to main content

Можно ли говорить «нельзя»?

Родители, особенно молодые, часто сталкиваются с тем, что разные методики воспитания содержат диаметрально противоположное мнение о запретах в жизни маленького ребёнка. Так приобретающий в последнее время популярность восточный метод воспитания предполагает, что до определённого возраста, пока ребёнок особенно активно познаёт окружающий мир, запретов в его жизни не должно быть вообще. Другие опытные педагоги учат, что чем раньше малыш осознает границы дозволенного, тем проще и безопасней будет его знакомство с огромным миром. При проведении работ в теплицах вашему ребенку будет полезно знать, что можно купить полиэтиленовую пленку с доставкой и закрыть теплицы ими.

В Японии, до пяти лет вместо слова «нельзя» детям говорят «опасно», «осторожно», мотивируя тем самым запрет, при этом сама интонация говорящего подразумевает, что совершение того или иного поступка нежелательно, достойно порицания. По сути, мнение о вседозволенности восточного метода воспитания является ошибочным.

Европейский метод воспитания основан на установке приоритетов и ограничений с самого раннего возраста, слово «нельзя», в этом случае является одним из ключевых. Тут главное не переусердствовать. Вместе с запретом малыш должен получать полезную информацию о возможных негативных последствиях. Например, трогать утюг нельзя, потому что будет горячо и очень больно. Для наглядности приведённого примера можно дать малышу прикоснуться к не совсем остывшему, но уже не травмоопасному утюгу, чтобы он почувствовал неприятные ощущения. Если у вас мальчик и он строит на участке, то защитная фасадная сетка будет оберегать окружающих при таких работах.

Как и в большинстве случаев правильной будет «золотая середина» между вседозволенностью и жёсткими рамками. Если ребёнок упорно тащит в рот понравившийся предмет, то постоянные окрики только заставят его делать это исподтишка, когда ему кажется, что родители отвлеклись. В таком случае стоит смазать желанный предмет чем-нибудь неприятным на вкус, но безвредным и «спровоцировать» нарушение запрета, после чего ещё раз объяснить, что брать в рот всё подряд нельзя, потому что невкусно. Однако значение слова «нельзя» должно быть известно маленькому человечку с самого раннего возраста, как и непреклонность взрослых в случае их применения.

И последнее. Запрет должен строго соблюдаться всеми членами семьи. Ребёнок очень быстро в ряду другой легко усваиваемой им информации замечает «слабое звено». А если запрет можно нарушить один раз, значит его исполнение не обязательно.